Работа консультанта — отвечать на вопросы. Правда, достаточно часто вместо ответов приходится задавать дополнительные вопросы. Поясню на примере: недавно я получил от моего знакомого письмо с вопросом, где он спрашивает моего совета. Вопрос выглядит примерно так: «Алексей, посмотри, пожалуйста, на картинку и посоветуй. Эти проводки были сделаны февралём, я думаю, они должны быть сделаны мартом». Ниже я привожу картинку:
Посмотрел я на эту картинку и ничего не ответил моему знакомому. Потому что я не знаю, что можно посоветовать. Ну, сделаны эти проводки февралём, я вижу. А почему они должны быть сделаны мартом?
Второй вопрос: «Алексей, я сделал инвентаризацию и у меня остались мелкие количества на складе, можно их как-нибудь убрать?» и картинка:
Вы можете что-нибудь понять из этой картинки? Я — не очень. Ну, ладно, нет заголовков, я могу догадаться, какие они должны быть, я — автор этого отчёта. Но остальное: я не знаю, ни параметров отчёта (период), ни что здесь неправильно с точки зрения автора вопроса.
На мой взгляд, вопрос должен быть задан таким образом, чтобы тот, кого спрашивают, мог однозначно понять, что от него хочет собеседник. Я часто прошу прислать подробное описание наподобие следующего:
- Я захожу в такой-то пункт меню (указываете пункт меню)
- Делаю такие-то действия, например, выбираю печать заказа номер (указываете номер заказа)
- Выбираю следующий выходной канал (указываете выходной канал)
- Вижу следующую картину (прилагаете копию экрана)
- На этой картине неправильно то-то и то-то (подробно описываете, что на приложенной картинке неверно. Альтернативные варианты: на экране всё хорошо, а при печати на принтер нет подписи)
- Подобная проблема возникает (где: только у меня или на соседнем компьютере тоже)
- И т.д. Чем более точно Вы сможете объяснить, что Вам не нравится, тем проще мне будет понять, что нужно сделать