Цели урока, Введение: 4 уровня отчетности в Scala/iScala

Цели урока

После завершения этого урока Вы сможете:

  • создавать отчёты с помощью современного механизма построения и распространения отчётов MS SQL Server Reporting Services применительно к Scala/iScala;
  • управлять их хранением, доставкой, распространением, правами доступа;
  • добавлять их в меню iScala.

Введение

4 уровня отчетности в Scala/iScala

В Скале существуют различные возможности получения отчётов. Первым, самым базовым уровнем являются стандартные отчёты. Стандартные отчёты могут быть использованы «как есть», т.е. у пользователя отсутствует возможность дизайна внешнего вида отчёта, а всё искусство получения требуемой информации состоит в умелом оперировании входными параметрами. Внешний вид отчёта может незначительно меняться, но только там, где это предусмотрено и так, как это предусмотрено, например, в сальдовой ведомости по покупателям/поставщикам Вы можете указать, выводить результаты в 2 столбца (дебет/кредит), либо в один столбец. Соответственно, стандартные отчёты либо «подходят», либо Вы должны мириться с их внешним видом ради получения требуемой информации, либо совсем «не подходят».

Вторым уровнем отчётности являются генераторы отчётности, непосредственно встроенные в систему. Например, для финансовых модулей – это встроенный генератор отчётов Главной Книги. Для модулей логистики ту же задачу выполняет модуль «Статистика». Отчёты этого «уровня» позволяют пользователю выбирать любые поля из доступного списка, задавать интервалы, группировки и сортировки. Тем не менее, набор возможностей этого уровня отчётности всё же является ограниченным.

Третьим уровнем отчётности являются внешние генераторы отчётов или построители запросов, разработанные специально под Скалу и/или особенности национального учёта. Классическими представителями этого уровня отчётности являются генератор отчётов RGW или iScala Query Designer. Эти инструменты ориентированы на конечного пользователя и должны помочь ему в получении требуемой информации с помощью простых и понятных действий и/или заданием простых команд-инструкций типа «прибавить обороты». Таким образом, главная идея этих инструментов состоит в том, что для создания отчёта не требуется специализированных знаний, умения писать запросы на TSQL, знание структуры базы данных iScala и т.п. Разумеется, у этого «уровня» отчётности также имеются ограничения.

И, наконец, есть четвёртый уровень, где единственным ограничением является лишь наличие информации в базе данных и возможность организовать её требуемым образом. Под этим четвёртым уровнем отчётности подразумевается прямое обращение к БД и преобразование сырых данных в осмысленную информацию. В отличие от третьего «уровня», здесь к создателю отчёта предъявляются требования хорошего знания БД iScala, знание логики работы системы, движения информации внутри и между разными модулями, умения писать запросы и т.п. К инструментам, используемым на данном «уровне» можно отнести MS Access, Crystal Report Designer, MS Visual Studio (используется для дизайна отчётов SQL Server Reporting Services) и другие. Однажды созданные разработчиком, данные отчёты по отношению к пользователю также становятся своего рода «стандартными» отчётами, здесь имеется в виду тот факт, что пользователь может их запускать, задавать параметры, но, как правило, не может менять их дизайн, для этого он должен обратиться к автору-разработчику.

Как можно понять из данного вступления, разные уровни отчётности не столько противоречат, сколько дополняют друг друга. Выбор того или иного «уровня» диктуется возможностями компании-клиента, наличием специфических требований, которые не могут быть удовлетворены стандартным набором, квалификацией и/или загруженностью персонала подразделений-потребителей отчётов.

Содержание: